Как выбрать вагонку
Как выбрать вагонку – что необходимо знать
Правильно выбрать вагонку совсем несложно, важно лишь знать основные нюансы. Выбирать вагонку нужно по нескольким параметрам. Нужно определиться с толщиной, длиной и шириной панелей отделочного материала. Длина вагонки должна соответствовать габаритам плоскости для обшивки, чтобы уменьшить количество отходов.
Вагонка изготавливается разной длины, и в зависимости от этого цена существенно изменяется, поэтому очень важно правильно выбрать вагонку по размеру, так как это может существенно повлиять на стоимость работ в целом.
Следует заметить, что рассчитать необходимое количество материала без каких-либо остатков в подавляющем большинстве случаев нереально. Поэтому к полученному при расчете значение необходимо увеличить на 15% на случай различных моментов (брак, дефекты и т.п.).
Выбирая вагонку, нужно проверить края по качеству торцевания. Для стабильной усадки требуется выбирать более узкую вагонку, с широкой есть вероятность деформации панелей, например, при нагрузках от ударов. Для создания эффекта большей декоративности поверхности применяется разная по ширине вагонка, например, для установки в произвольном порядке.
Древесина: на что обратить внимание
Поскольку вагонка изготавливается из древесины разного вида, то внешне, она, конечно, будет отличаться. Кроме того, облицовочный материал может отличаться по степени долговечности, по каким-то техническим характеристикам. Цена на материалы – еще один существенный вопрос при выборе вагонки. Выбор материалов по дизайну основывается на чисто субъективном взгляде.
Есть отличия по рабочим характеристикам вагонки, но их вполне возможно оптимизировать в соответствии с условиями применения. В приоритете вагонка из лиственных и хвойных пород дерева. У хвойных больше эфирных масел, они не дают проникать влаге и образовываться грибкам. Это оптимальный вариант для отделки поверхностей со стороны улицы. Например, сосна дает отличный рисунок, и по прочности лучше. Ель характеризуют по свойствам теплоизоляции. Но из-за выделения смол ее у нас заказывают не часто даже для отделки парилок. Хотя, к примеру, в Скандинавских странах или в Германии ель используется как раз для этих целей, когда дополнительного осмоления не требуется.
Лиственные породы, та же липа или ольха, в первую очередь пригодны для отделки внутри помещений. Их также используют для облицовки внутри бани, сауны, поскольку порода не выделяет смол. Но по прочности такая древесина уступает сосне. А если использовать материал без специальной обработки, то в скором времени она потеряет цвет, запачкается, потеряет свои первоначальные внешние качества.
Вагонка из лиственных пород древесины имеет пористую поверхность и не нагревается, поэтому ее можно использовать для помещений с учетом высоких температур. Дуб, конечно, имеет самые лучшие показатели по прочности и долговечности материала. Обшивка вагонкой из березы годится только для сухих помещений, от влаги она портится.
Вагонка: профили
В деревообрабатывающих технологиях сегодня используется только самое современное оборудование. Поэтому вагонку можно изготовить с самыми разными типами и профилями сечения. Отличия касаются формы граней, размеров замка и ее конфигурации, качества поверхностей с тыльной или лицевой стороны. Все эти параметры в итоге сказываются на качестве самой отделки.
Классификация и сорта вагонки
Ассортимент материалов вагонки очень широк. Для соответствия сортности вагонка должна быть произведена на соответствующем оборудовании по определенным ГОСТам или по европейским стандартам (например, DIN). Хотя те же ГОСТы могут быть разными. Многое зависит от технических условий, которые используются производителями. Поэтому здесь могут быть и свои критерии отбора качества.
Стоит отметить, что современная вагонка, которую относят к разным категориям, производится на одном оборудовании и по одинаковым технологиям.
Классифицировать продукцию, делить ее на сорта можно после выполнения всех работ и торцевания, уже ближе к стадии упаковки.
Сорта вагонки:
Критерии качества здесь стандартные – чтобы вагонка была без сучков, синевы, чтобы на ней не оставалось смол, не было непрострогов.
- К первым сортам относят вагонку: «Экстра», «Безсучковая», «Премиум». Панели имеют исключительно гладкую, ровную поверхность, без шероховатостей и непрострогов (они могут оставаться на тыльной стороне, как и цветные разводы). Нет сучков и трещин.
- Класс «А» – это качественный материал для вагонки, у которого могут оставаться сучки не больше 1 см в диаметре (на погонный метр). Мелкие трещины также допускаются (но не сквозные). Их обычно шпатлюют на производстве специальным составом. Допускаются несущественные дефекты в зонах, где их не видно.
- Класс «В» – качественный материал, на котором также могут быть живые сучки в большом количестве, но диаметром побольше (например, на треть от ширины ламели). У вагонки этой категории бывают мелкие сквозные трещины. А на поверхности материала остаются следы от «сердцевины», «карманы» (их тоже шпатлюют).
- Класс «С» – отдельная категория материала для вагонки, не смешиваемая с другими. Тут встречаются подгнившие сучки, выпадающие места, сквозные трещины (до 30 см в длину), всякие отверстия, синева, места, пораженные насекомыми, непростроганные зоны с лицевой стороны.
Нужно учесть, что на продажу может поступать вагонка смешанных классов – «АС», «DС», ВС» и пр. Поэтому прежде, чем покупать материалы, чтобы правильно выбрать вагонку, следует провести осмотр изделий на месте. Вагонка самого низкого класса не пригодна для финишной отделки, ее можно применить как черновую подшивку. Другие классы тоже рассматриваются в зависимости от критериев качества, возможности дизайна, в соответствии с техническими параметрами. Например, вагонка «Премиум» не всем может нравиться из-за своей «безликости», отсутствия текстуры.